Взрослая хренотень и пацаны из 90-х
Андрей Подшибякин, «Последний день лета»

Их, восьмиклассников, было четверо: толстый мальчик из интеллигентной семьи с роялем и книгами Аркаша по прозвищу Пух, совсем не интеллигентный, но чрезвычайно гиперактивный Витя по прозвищу Крюгер, его мама была женщиной с минимальной социальной ответственностью, а неофициальный отчим — просто подонок. А еще в этой компании были младший брат местного бандита Саша по прозвищу Шаман и новенький ученик Семен по прозвищу Новенький. У Новенького в жизни уже почти ничего не осталось, даже дома и еды, а были только кошка и слепая бабушка.
Место действия – Ростов-на-Дону. Время действия – 1993 год.
Если говорить о сюжете, то эта история о том, как вышеупомянутая четверка вместе с классом поехала на экскурсию в древний город Танаис и там случайно разбудила Того, Кто Спал Под Курганом. Древний дух проснулся, встряхнулся и пошел странствовать по телам ныне живущих, потому что своего тела у него не было.
Если вам не чужд Стивен Кинг с «Оно» и вы принимаете Жору Крыжовникова со «Словом пацана», то «Последний день лета» вам вполне зайдет.
Сюжет может показаться вторичным, но в этой истории не сюжет главное, а атмосфера тех самых 90-х, когда все было в раздрае и упадке, в нищете и безнадежности, когда менты дружили с бандитами, а бандиты делали, что хотели, когда каждый зарабатывал как мог, пил, что мог, когда люди спорили о политике до хрипоты и до драки, при этом никто не был застрахован от случайной пули или намеренного ножевого пореза.

Здесь и про школьную жизнь с уставшими учителями и такими разными учениками – очень выпукло и узнаваемо. И про жизнь в семьях – безнадежную и такую невыгодную интеллигентность одних и наглость и предприимчивость других. И про бандитские разборки – жуткие, вот прям такие твари у автора получились, что ой. Но главное, конечно, в этой книге про них – Пуха, Крюгера, Шамана и Новенького. Каждый по-своему изгой, у каждого своя авоська проблем, и пропали бы они, если бы были поодиночке, но жизнь заставила – «один за всех, и все за одного».
И не смотрите, что главные герои – восьмиклассники. Это ни разу не детская книга, наоборот, это очень взрослая книга. Там много нецензурной лексики, ростовская гопота по-иному разговаривать не умела, так что если вы совсем-совсем ее не приемлете, то будет сложно. Тогда, может, вам и не надо. Но, с другой стороны, я вот тоже как бы не поклонник, но меня не коробило, потому что как-то очень органично у автора получилось всё вот это вплести.
Местами мне было очень страшно. Вот совсем-совсем страшно. Местами смешно. Местами грустно. Иногда накатывала ностальгия, потому что 90-е были как на ладони в очень узнаваемых деталях.
И мальчишки эти – Пух, Крюгер, Шаман, Новенький – такие дураки и такие славные. И финал такой… Но не буду спойлерить.
И еще один момент. Я эту книгу слушала. Может, поэтому она произвела на меня впечатление более чем. Не знаю, как бы я восприняла ее в тексте. Но в озвучке Григория Переля с его виртуозными интонациями в компании с Максимом Сухановым (он в озвучке отвечал за Древнее Зло), а еще с общим звуковым оформлением получилось максимально моё.

*** 90-е — благодатная тема для литературы. Это время можно переосмысливать бесконечно в разных жанрах.