Страх и отвращение в иллюстрациях - Читай-квартира

Страх и отвращение в иллюстрациях

Джордж Оруэлл, «Скотный двор» (1945 год). Иллюстрации Ральфа Стедмана

 

скотный двор
«Скотный двор» — повесть-притча, аллегория на события в России 1917 года и их последствия

Книжки с картинками вызывают особый восторг и интерес в детстве, когда еще только учишься читать. Причем «читать» не в смысле — «складывать буквы в слова», а читать в смысле «понимать и представлять», создавать в своей голове мир, который вот только-только был на страницах в буквах, и вот оно чудо — он уже на этих самых страницах в красках.

 

 

И когда со временем искусство чтения покоряет все более высокие уровни, роль картинок становится совершенно особой. Уже важен не столько сам факт наличия иллюстраций, сколько то, кто эти иллюстрации создает.

В общем, в погоне за читательским счастьем я стала счастливой обладательницей издания «Скотного двора» Джорджа Оруэлла с иллюстрациями Ральфа Стедмана.

 

Оруэлла представлять вряд ли нужно. Про «Скотный двор» — историю о том, что от свободы до диктатуры буквально пара шагов, и сделать их можно даже не особо стараясь — тоже многие наверняка наслышаны. Да, это та сама история, когда через восстание рабов-животных вся власть в итоге достается свиньям, великолепное трио «свобода-равенство-братство» в борьбе за якобы лучшую жизнь оказывается нежизнеспособным. Бессмерное «Все животные равны, но некоторые равнее» — это от него, от Оруэлла.

И Оруэллу повезло — на его произведение обратил внимание Ральф Стедман, художник-иллюстратор, ни на кого не похожий, дерзкий, гротескный, без комплексов, без границ, без компромиссов.

 

Художнику уже 86 лет, но он по-прежнему творит. У него, кстати, есть группа Вконтакте.

Художником Ральф Стедман стал не сразу. Кем и где он только ни работал, даже в армии служил, но увлечение рисунком все-таки победило. Сначала были карикатуры, потом снова карикатуры, и еще, и еще, а потом политическая карикатура ушла из творческой жизни художника и на ее место пришла иллюстрация.

хайзенберг
Узнаете? Это господин Хайзенберг — альтер эго Уолтера Уайта из сериала «Во все тяжкие»

 

«Алиса в стране чудес», «Страх и отвращение в Лас-Вегасе», «Скотный двор» — книги странные, но, собственно, какие еще мог выбрать господин Стедман с его художественной манерой — дикой, необузданной, психоделической. Если театр начинается с вешалки, то рисунки Ральфа Стедмана начинаются с чернильницы — как из искры возгорается пламя, так из случайных брызг вырисовывается художественный образ.

Кто-то увидит в них нечто ненормальное, но, на мой взгляд, рисунки Стедмана — это нормальный взгляд на извращенную действительность.

 

 

 

джон сильвер
«Капитан Джон Сильвер, сэр!»

 

Надо занести в свой виш-лист альбом с работами Стедмана, тем более что помимо иллюстраций он писал гравюры, оформлял почтовые марки, придумывал театральные декорации и даже разрабатывал этикетки для вина и пива.

А пока буду любоваться оруэлловскими персонажами в стедмановском представлении — хряком Майором и свиньей Снежком, еще одним хряком Наполеоном и поросенком Визгуном, ослом Бенджамином и лошадкой Клевером.

 

 

Смотреть — это тоже искусство, которому надо учиться. Спасибо Вам, господин Стедман, за уроки.

Ральф Стедман
Художник Ральф Стедман