Юрий Левитанский. «Когда-нибудь после…» - Читай-квартира

Юрий Левитанский. «Когда-нибудь после…»

юрий левитанский
Юрий Давидович Левитанский (1922-1996) …Делаю то, что должен, а не то, что хочу. Тяжкий крест несу терпеливо. Тяжкий камень в гору качу…

В школе на уроках литературы нам часто задавали учить наизусть стихи разных поэтов со словами: «Выберите сами то, что нравится». И это был мой личный звездный час, потому что выбирать стихи я могла часами. Мне казалось, что если я буду учить что-то, что не ложится на мою подростковую душу на 100%, то это будет нечестно, некрасиво, подленько по отношению к самой себе. Да, я к этому относилась очень серьёзно — буквально вживала стихи в себя, и потому учить что-то специально после уже не требовалось, эти строчки и так попадали в кровь и оставались там надолго.

Сборник Юрия Левитанского «Белые стихи» был издан в 1991 году. Школа в моей жизни к тому времени была уже позади. И это хорошо, потому что Левитанского я в принципе открыла для себя после школы. А этот сборник с белыми стихами, которые я как жанр люблю особенно — чёрт возьми, мне пришлось бы учить все эти стихи, ибо выбор был бы невозможен, настолько они меня цепляют своей грустью, невозможностью, пониманием чего-то цельного и важного. И учителю пришлось бы слушать мой стихотворный монолог долго-долго.

 

одиночество
«…Судьба к человеку тому будет еще благосклонна…»

 

    Когда на экране,

    в финальных кадрах,

    вы видите человека,

    уходящего по дороге вдаль,

    к черте горизонта, —

    в этом хотя и есть

    щемящая некая нотка,

    и все-таки это, по сути, еще не финал —

    не замкнулся круг —

    ибо шаг человека упруг,

    а сам человек еще молод,

    и недаром

    где-то за кадром

    поет труба,

    и солнце

    смотрит приветливо

    с небосклона —

    так что есть основанья надеяться,

    что судьба

    к человеку тому

    пребудет еще благосклонна.

    Но когда на экране,

    в финальных кадрах,

    вы видите человека,

    уходящего по дороге вдаль,

    к черте горизонта,

    и человек этот стар,

    и согбенна его спина,

    и словно бы ноги его налиты свинцом,

    так он шагает

    устало и грузно, —

    вот это уже

    по-настоящему грустно,

    и это уже

    действительно

    пахнет концом.

 

не конец
«За каждым финалом следует продолженье…»

  И все-таки,

это тоже

еще не конец,

ибо в следующей же из серий

этого

некончающегося сериала

снова

в финальных кадрах

вы видите человека,

уходящего по дороге вдаль,

к черте горизонта

(повторяется круг),

и шаг человека упруг,

и сам человек еще молод,

и недаром

где-то за кадром

поет труба,

и солнце

смотрит приветливо

с небосклона —

так что есть основанья надеяться,

что судьба

к человеку тому

пребудет еще благосклонна.

    Так и устроен

    этот нехитрый сюжет,

    где за каждым финалом

    следует продолженье —

    и в этом, увы,

    единственное утешенье,

    а других вариантов

    тут, к сожаленью,

    нет.

 

1991 год. Юрий Левитанский. Когда-нибудь после меня.

*** О том, что останется после, размышляла и американская поэтесса Сара Тисдейл. Её лирика такая же пронзительная ***