О (не)любви и коте, которого предали - Читай-квартира

О (не)любви и коте, которого предали

Борис Виан, «Не было у меня…»

борис виан
Борис Виан (1920-1959). Музыкант, певец, писатель. Актер, изобретатель, инженер. У него было 24 псевдонима. Его называли самым отчаянным писателем Франции.

 

Не было у меня

Ни гроша за душой

Разве что запах лип

Кров да кровать да хлеб

Да сумерки за окном

Да в очаге дрова

Птичий свист и роса

Треск огня и глаза

Пригревшегося кота

Ты пришла и всё забрала

И я остался ни с чем

Но вместо хлеба ты мне дала

Губы свои взамен

Глаза взамен очага

Свой голос вместо небесных птиц

И поющих ветров

А вместо запаха лип

Запах своих духов

Я стал так богат что захлопнул дверь

И забыл на дворе кота

Бедный зверь…

 

Мое знакомство с Борисом Вианом началось с его сказки в джазовом стиле «Пена дней». Проглотила залпом, в финале рыдала.

 

*** Кстати, есть чудесная экранизация «Пены дней» с Одри Тоту в главной роли. Очень красивый фильм. ***

 

блюз для черного кота
«…Подали коньяк, и все радостно чокнулись. Бедный котик, наверно, простудился! Может, дать ему выпить антигриппина? Услышав это, кот поперхнулся и выплюнул коньяк. — За кого она меня принимает, — обратился он к Петеру Нья. — Кот я или не кот, в конце концов!» (Борис Виан, «Блюз для черного кота»)

Потом были его чудесные абсурдные рассказы. А вот стихи не цепляли. Кроме одного. Вот этого — про кота. Кстати, вы замечали, что если про котов, то оно почти всегда вот так — необъяснимо и нелогично?

 С этим стихотворением можно знакомиться в качестве эмоциональной ловушки. Очень многие сразу, с ходу, уверенно и безапелляционно говорят:  оно про любовь, потому что вот же — лирический герой ничего не видит, кроме неё. И ничего ему не надо, кроме вот этих губ, вот этих глаз, вот этого голоса. И никто ему не нужен. И люди, как правило, в такой дискуссии кивают  друг другу — да, точно, конечно. Но обязательно находится кто-то, кто грустно вздохнёт, потому что  кота жалко. За что он с ним так? Мог бы по-другому.

А в том-то и дело, что не мог. Мог бы — если бы это действительно было про любовь, потому что любовь созидает. А когда ты ломаешь, убиваешь, предаешь — это совсем не любовь. Это вот та самая звягинцевщина, «нелюбовь» это. И вот так, исподволь, приходишь к выводу, что когда весь мир ограничивается одним человеком, точнее, когда этот человек насильно ограничивает мир собой, то от такого человека нужно бежать.   Как можно дальше. Вместе с котом. И не предавать ни себя, ни кота.

 

блюз для черного кота
Из аннотации к книге «Блюз для черного кота»: «Бедный котик после неудачной драки с соседским петухом свалился прямо в канализационный люк, чем привлёк внимание всей окрестности…»

 

 

Каждый раз, когда я вспоминаю эти стихи, я дорисовываю художественную реальность — в её альтернативной версии лирический герой очнулся и вспомнил. И открыл дверь. Но все равно что-то внутри почему-то болит и ноет.

P.S. Рассказ «Блюз для чёрного кота» — это еще одно прекрасное от Виана в продолжение темы.

P.P.S. Вообще коты в литературе — это всегда очень уютно и немного грустно. Вот, пожалуйста — кот российский. И кот японский. И кот из детства — поэтический. Хвостатые интеллектуалы и усатые философы. И просто милые создания.