История социофоба, который понимал жизнь - Читай-квартира

История социофоба, который понимал жизнь

Элизабет Страут, «Оливия Киттеридж» (2008 год)

 

оливия киттеридж
Эта книга — лауреат Пулитцеровской премии 2009 года

 

…Людям нравится получать открытки.

…Если боишься забыть голос умершего отца, не стирай запись с автоответчика.

…Нельзя становиться самоубийцей, пока жив твой пес.

…Как хорошо, когда есть кому сказать, что ты испачкался мороженым. И как страшно, если твои близкие этого не замечают. Или им все равно.

…Ничего не поздно, пока тикает сердце.

…Люди должны подходить друг другу. Даже если они совсем не похожи.

 

 

В этой книге ничего не происходит. В этой книге происходит всё. Она — как наша жизнь. Такая бессмысленная и бесполезная, если смотреть на нее со стороны. Впрочем, не верьте тем, кто будет утверждать подобное. Не поддавайтесь. Не сдавайтесь. Ваша жизнь не может быть такой, потому что она — ваша. Неповторимая в своей обыденности. Удивительная в своей банальности. Поверьте себе. Разрешите себе быть. А еще разрешите кому-то быть рядом с собой. Если вы, конечно, хотите, чтобы этот кто-то был рядом.

Оливии уже много лет. И за эти много лет она накопила много проблем — и с собой, и с окружающими. Она совсем не привлекательна и не обаятельна. Она вовсе не милая и не располагающая к себе.

 

что знает оливия сериал
«…жизни срастаются друг с другом, словно кости, и трещины могут никогда не зарубцеваться…». Кадр из мини-сериала. Оливия и ее муж «Славный Малый Напоказ». В ролях — Френсис МакДорманд и Ричард Дженкинс

Так получилось, что я сначала посмотрела мини-сериал, снятый по этой книге Элизабет Страут. В нём всего четыре эпизода. Оливию я возненавидела сразу и, как мне тогда показалось, безоговорочно. «Какая неприятная особа», — подумала я и уже ко второй серии влюбилась в нее — так же безоговорочно. И вот этому чувству я уже не изменяла.

В киномире зритель застанет Оливию расположившейся на пледе в каком-то лесочке с ружьем в руках. Оливия собирается попрощаться с этим миром. Но вот незадача:  рядом гуляют дети, а при детях быть самоубийцей как-то не очень, тем более бывшей учительнице.

В книге читатель знакомится с Оливией при других обстоятельствах. В книге вообще очень много всяких обстоятельств, их гораздо больше, чем в сериале — все-таки 13 глав, 13 историй, так или иначе связанных с нашей героиней. Где-то она в главных ролях, где-то лишь мелькнет на выходе, но все они — про то, как непросто жить, если эта жизнь — просто жизнь, не более и не менее. Жизнь, от которой может быть больно и тошно. Жизнь, в которой ты просыпаешься лишь потому, что нужно выгулять собаку.

 

Оливия знает, как сделать так, чтобы другим было лучше. Впрочем, как сделать так, чтобы другим было хуже, она тоже знает. И пусть кто-то думает, что она — женщина-камень, с которой способен жить только её муж, этот «Славный Малый Напоказ», как сама Оливия его называла. Всё равно главное для нее, социофоба и мизантропа, который не умеет просить прощения, который бесит и раздражает, которого боялись все ученики, чтобы рядом были люди. Обычные. Да пусть даже спивающаяся пианистка из соседнего кафе. Или вдова-соседка, к которой захаживает женатый мужчина, сильно стыдясь самого себя и своих желаний, но пытающийся урвать в финале жизни свой собственный кусочек счастья. Или одноклассник сына, который решил, что у него больше нет сил жить, но благодаря Оливии останется на этом свете.

Оливия тоже однажды решит, что всё — хватит. Тем более, что те, кого она любит, так и не сказали ей про блузку, испачканную мороженым. И никто больше не дарит ей открытки. Сердце еще тикает, но сколько же можно… Вот только собака…

Как хорошо, что у Оливии была собака, потому что именно собака помогла ей остаться Оливией.

билл мюррей
 «…Им обоим нужен был кто-то, с кем можно поговорить, кто-то, готовый выслушать, и они оба делали это друг для друга…» Кадр из мини-сериала. Билл Мюррей появляется в самом финале. И это прекрасный финал. И Билл Мюррей прекрасен

Я люблю такие истории — со множеством героев, разбросанных по повествованию, как детали мозаики, понять которую можно только если сложить всё до конца, а потом, чуть отстранившись, посмотреть на общую картину прищуренным взглядом — да, всё правильно. Всё случилось и всё получилось так, как и должно было быть.

Это чудесная история — и в книжном и в кинематографическом варианте. О том, что старость неизбежна, но она — не приговор. О том, что семейная жизнь — это чемодан, который иногда хочется сдать в камеру хранения. О том, что сильнее всего ранят те, кого мы любим больше всех. О том, как тяжело оставаться на этой вечеринке, когда уже и свет потушен, и десерт доеден, и главное — гости расходятся. Насовсем. Но оставаться всё же есть смысл.

 

В общем, если после прочитанного и просмотренного вы не полюбите Оливию, значит, вы прочитали и посмотрели что-то не то 🙂

элизабет страут
Американская писательница Элизабет Страут