Жизнь без права, или Близнецы поневоле - Читай-квартира

Жизнь без права, или Близнецы поневоле

Кадзуо Исигуро, «Не отпускай меня» (2005)

Кадзуо Исигуро

Представьте, вы — ребенок, который живет в интернате вместе с такими же, как и вы, детьми, у которых так же, как у вас, нет в этом мире никого. Вы растете, играете, учитесь под присмотром воспитателей и педагогов. Вас не обижают, наоборот: атмосфера в интернате вполне дружеская, о вас заботятся, у вас есть друзья, ваш мир вполне устойчив и понятен. Он даже более устойчив и понятен, чем мир чей-либо еще, потому что вы точно знаете, зачем нужны мирозданию.

 

 

Не отпускай меня фильм
«Не отпускай меня» — британский фильм режиссёра Марка Романека, экранизация одноимённого романа.

Вы — тело для запчастей. Вы — не обычный человек, а клон, чье предназначение — отдать какой-нибудь свой орган, если он понадобится обычным людям. Под «отдать» подразумевается не добровольное пожертвование, а обязанность, потому что для этого вас и произвели на свет. Исключительно для этого. И вы знаете, что каждый донор может пройти только четыре изъятия (в книге этот процесс называется «выемкой»). Четыре — это максимум. После четвертого вы гарантированно умираете. Впрочем, определенная интрига в вашей жизни все же присутствует, потому как вы можете умереть и после третьей выемки, и после второй, и даже после первой. Все зависит от выносливости вашего организма.

Но пока этого не произошло, вы просто живете — мечтаете, влюбляетесь и даже думаете о будущем. Иногда фантазируете — как бы могла сложиться ваша жизнь, если бы вы жили на месте того, кто был взят в качестве образца для вас. Да, где-то ходит ваш двойник, только у него есть выбор жить, а у вас есть только выбор умереть.

Роман «Не отпускай меня» — это история-воспоминание, рассказанная Кэти, одной из клонов. Это история про жизнь — жизнь Кэти и ее друзей. И все это так знакомо — вот эти все детские обиды и шалости, первые симпатии и антипатии, узнавание себя, сложные вопросы.

 

 

Не отпускай меня
Главный герои романа — Рут, Кэти и Томми в экранизации 2010 года

Это очень спокойная история, и от этого не по себе, потому что на протяжении всего повествования вас не будет покидать ощущение несправедливости происходящего. Потому что это неправильно, когда у тебя нет будущего. Потому что это чудовищно, когда ты, вот такая как есть — интересная, чувствительная, умная — всего лишь ящик с запасными деталями. У тебя нет права на саму себя.

 

 

«…ждешь момента, когда тебе станет ясно, что ты действительно отличаешься от них, что там, снаружи, есть люди, которые … не питают к тебе ненависти и не желают тебе зла, но тем не менее содрогаются при самой мысли о тебе – о том, как ты появился в этом мире и зачем, – и боятся случайно дотронуться до твоей руки. Миг, когда ты впервые глядишь на себя глазами такого человека, – это отрезвляющий миг. Это как пройти мимо зеркала, мимо которого ты ходил каждый день, и вдруг увидеть в нем что-то иное, что-то странное и тревожное…»

 

Читается непросто. Переживается потом долго. И вроде бы написано все спокойно, даже буднично. Но это и ужасно. И ужас даже не в том, что люди (пусть даже они и клоны, но они люди) готовы отдать себя в жертву, а в том, что другие люди, вот те самые, которые настоящие, очень спокойно эту жертву готовы принять.

P.S. Роман Кадзуо Исигуро входит в список 100 лучших английских романов всех времен по версии журнала «Time».