Детектив, где автор играет с читателем - Читай-квартира

Детектив, где автор играет с читателем

Бенджамин Стивенсон, «Каждый в нашей семье кого-нибудь да убил» 

 

А не обратить ли нам внимание  на что-нибудь, не обремененное философскими исканиями и мучительными размышлениями?  Впрочем, вы же понимаете, что это всё очень относительно, потому что при желании и то, и другое можно найти абсолютно в любой книге. И в этой тоже, да.

бенджамин стивенсон детектив
«…В подобных книгах обычно по крупицам выдается история о прошлом ансамбля негодяев, потом их всех собирают в каком-нибудь одном месте и предъявляют труп, который можно связать мотивом для убийства с предысторией каждого персонажа. Я испробую этот прием…» (цитата из романа)

Не буду лукавить: «Каждый в нашей семье кого-нибудь да убил» сначала зацепила названием. И оно, между прочим, не является преувеличением. Это история на самом деле о семье, в которой каждый в свое время оказался в роли убийцы. Сознательно или случайно — это другой вопрос, но факт остается фактом — уже убил или убьет по ходу повествования каждый.

По жанру это иронический детектив, в котором автор, скрываясь под маской рассказчика, не отказывает себе в удовольствии потроллить читателя.

 

Это роман-игра, полный ни к чему не обязывающих спойлеров, которые рассыпаны по сюжету в качестве приманок.

В кинематографе есть такой прием, когда герой фильма вдруг как будто вспоминает, что он не настоящий человек, а персонаж, за которым наблюдают тысячи пар зрительских глаз, и он отвлекается от сюжета и начинает, глядя в камеру, что-то объяснять зрителям. Это называется «сломать четвертую стену». В истории про семейство Каннингемов, члены которого собираются на горнолыжном курорте, чтобы отметить важное семейное событие, рассказчик, Эрни Каннингем, обращается к читателю регулярно — с пояснениями, уточнениями и с уже упомянутыми выше спойлерами. К примеру,

 

«…Если вы взялись за чтение моего труда ради кровавых сцен, то смерти происходят или описываются на страницах: 25, 60, 80, дважды на 91-й, а на 99-й вас ждет хет-трик…»

«…Четверть двенадцатого. Если вы следите за нумерацией страниц, то понимаете: только что кто-то умер. Но я об этом пока не узнал…»

«…Если вас это утешит, зарядка в телефоне не кончится ни у кого до страницы 316. Так вот, наличие Cети и заряд батареи – это клише. Не знаю, что сказать в свое оправдание. Мы в горах. Чего вы ждете?..»

 

Эрни — писатель. Он пишет книги про то, как нужно писать книги, а точнее — он своеобразный инструктор по написанию детективов. И в этой истории он придерживается своих же инструкций по написанию классического детектива.

Итак, действующие лица — семейство Каннингемов. Родители и дети, отчимы и мачехи, родные братья, сводные сестры, тети, дяди, мужья, жены — каждый из них представлен в том или ином статусе. И каждый, как мы помним, вольный или невольный убийца. И рассказчик при этом не остается в стороне.

 

«…Убил ли кого-нибудь я сам? Да. Убил.

Кого?

Давайте начнем…»

австралия горнолыжный курорт
Один из австралийских горнолыжных курортов. Кто бы мог подумать 🙂

 

Место действия — австралийский горнолыжный курорт под названием «Небесный приют». Да-да, не австрийский, а австралийский. До прочтения этой книги мои представления об Австралии были в треугольнике «жара — кенгуру — коалы». А оказывается, там есть снег. И горнолыжные курорты, которые из-за непогоды и, как следствие, занесенных снегом дорог могут стать замкнутым пространством, что является классическим приемом в классических детективах. (Помните «Отель у «Погибшего альпиниста»?) И вот сначала находят один труп, а потом еще один. И еще… И под подозрением каждый. И, как это часто бывает в таких семейных историях, чем дальше в повествование — тем больше скелетов, которые так и норовят вывалиться из шкафов.

Рассказчик знакомит читателя с отцом, матерью, братом, еще одним братом, невесткой, с женой. Впрочем, первоначальное знакомство с женой весьма своеобразно

 

«…Глава 9

Моя жена

Я не хочу говорить об этом…»

 

снег и пепел
Снег и пепел. В сюжете свои далеко не последние роли сыграют обе субстанции

 

Неопознанный труп, нелогичные самоубийства, серийный маньяк, выкопанные гробы, похищенные дети, продажные полицейские и даже древние легенды — и все это с привкусом семейных разборок, уходящими своими корнями в прошлое разной степени дальности. Но не стоит забывать, что это иронический детектив, поэтому там найдется место и юмору, и преувеличениям, и кажущемуся неправдоподобию.

 

Но какой бы легкой ни показалась эта книга, она, как и положено книге, о важном:

«…Семья – это сила тяжести. Теперь я понял слова, которые сказала мне София в самом начале этой истории. Семья – это не те люди, кровь которых течет в твоих венах, это те, за кого ты готов пролить свою…»

ПС. «Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом мыслей которого читателю было позволено следить». Это одна из детективных заповедей Рональда Нокса, английского писателя детективов первой половины ХХ века, на которого ссылается в романе рассказчик. Всего заповедей 10. Они считаются основой классического детектива.

 

В продолжение детективной темы: