По мнению обозревателя газеты «Коммерсантъ», Кутзее руководствовался «заветами российской классической словесности», поэтому «неудивительно было бы, если бы и роман назывался как-нибудь вроде „Благородство и бесчестье“. Или — „Униженные и оскорбленные“»
«Человеку свойственно привыкать к тому, что какие-то вещи становятся все тяжелее, когда бывшее таким уж тяжелым, что дальше вроде и некуда, обретает еще большую тягость. Это его уже не дивит. Он может, если захочет, даровать молодому псу еще неделю жизни.»
Кутзее — первый писатель, дважды удостоившийся Букеровской премии (в 1983 году за роман «Жизнь и время Михаэла К.» и в 1999 году за роман «Бесчестье»). А еще он лауреат Нобелевской премии по литературе 2003 года. Оба вышеупомянутых романа я читала. Но о регалиях их создателя узнала уже после. Просто с некоторых пор мне интересна африканская литература или литература про жизнь в Африке.
Пожалуй, всё началось с «Всеобщей теории забвения». Или с «Рассечения Стоуна». В первой книге – об Анголе. Во второй – об Эфиопии. Если еще не читали, то искренне рекомендую это сделать.
А Кутзее писал про ЮАР.
Как заметил кто-то в интернете, творчество Кутзее – это как если бы встретились Достоевский, Кафка и Балабанов. Ну да, что-то в этом есть.
Кутзее не для развлечения, не для души, (хотя… душа как раз может потренироваться), не для отдыха и не для спокойствия. Он для мучительного поиска ответов на еще не заданные вопросы.
«…Ненависть и зависть к белым людям, копившиеся много лет среди чернокожих жителей, переросли в «чёрный расизм»: белых людей в ЮАР стали преследовать, унижать, грабить и убивать. И если в городах эти явления ещё как-то сдерживаются полицией (хотя далеко не всегда, не везде и не так решительно, как следовало бы), то поселения буров-фермеров в саванне остались практически беззащитными перед погромщиками и убийцами…» (Источник — argumenti.ru)
Итак, «Бесчестье». Место действия – ЮАР. Время – 90-ые прошлого века, когда официально закончилась политика апартеида и началась жизнь наоборот – теперь уже черные люди чувствовали себя хозяевами жизни, а белые вынуждены были защищаться, смиряться или спасаться бегством.
Главный герой романа – университетский профессор-филолог Дэвид Лури, ему за 50, он дважды разведен, изучает творчество Байрона, мечтает написать оперу, а в перерывах между работой и мечтами посещает проституток и флиртует со студентками. Вообще-то Дэвид не самый приятный персонаж. И проститутки тут вообще ни при чем. Он сам по себе такой… Рассуждает о мужской природе, о том, что право на вожделение – это такое законное, данное самой природой мужское право, и потому он ни разу в себе и в своих действиях не сомневается, когда склоняет к сексу свою студентку, когда буквально преследует особо понравившуюся ему жрицу любви, да и вообще во всех эпизодах своей половой жизни он считает себя молодцом, ну разве что иногда… легкий стыд… чуточку сожаления… ах, он мог бы по-другому, но, увы, природа, понимаете ли, поэтому – не смог.
Роман «Бесчестье», кстати, был экранизирован в 2008 году. Роль профессора Лури сыграл Джон Малкович. Фильм не мягче и не легче. Он просто короче.
И весь он такой умный, и ведь на самом деле – умный, и ученый, и начитанный, и образованный, но оказывается грош цена всему этому умному и образованному, когда вышеупомянутая студентка подает на нашего героя жалобу, и он остается без работы, и оказывается в южноафриканской провинции на ферме своей дочери, где жизнь обрушивает на него еще одну беду, на этот раз очень большую беду, и горькую, и страшную.
«Бесчестье» — это о противостоянии.
Того, что человек думает о мире, с тем, что этот мир на самом деле представляет.
Мира животного и мира людского.
Людей черных и белых.
Инстинктов и разума.
Закона и силы.
Желаемого и возможного.
Европы и Африки.
Это история о том, что бывает, когда ты приходишь на чужую землю. Когда трусость побеждает человечность. Когда страх пробуждает низменное. Когда тебе верят только бездомные и никому не нужные собаки, но даже их ты предаешь.
«…Он может, если захочет, даровать молодому псу еще неделю жизни…»
Я не могу эту книгу рекомендовать, но не потому, что она мне не понравилась. Наоборот, Кафка + Достоевский + Балабанов – это, знаете ли, многого стоит. Но в то же время я понимаю, что мое «многое» может быть ничем у кого-то другого.
Джон Максвелл Кутзее (сам автор предпочитает произношение Кутси) — южноафриканский писатель, литературовед, критик, лингвист.