Задаем правильные проблемные вопросы - Читай-квартира

Задаем правильные проблемные вопросы

егэ по русскому языкуДисклеймер: всё, что пишется в этом разделе, предназначено в первую очередь для тех, кто вообще ни разу не гуманитарий, книжек особо не читает, на уроки литературы захаживает, но без особого энтузиазма, но кому ЕГЭ по русскому сдать все-таки надо и желательно сдать так, чтобы «не было мучительно больно» за итоговый результат.

Что такое проблемный вопрос и как его задавать

Мы уже с вами выяснили, что сочинение ЕГЭ по русскому языку должно быть четко структурировано, то есть разбито на абзацы. Сейчас займемся наполнением смыслом Абзаца №1, в котором мы должны свормулировать проблему доставшегося нам текста.  Проблему лучше формулировать в форме вопроса. Почему — объясняю вот здесь. Напомню, что всего этих абзацев в сочинении должно быть от 5 до 7.

Правильно заданный проблемый вопрос в сочинении ЕГЭ по русскому языку — это процентов 70 успеха.

Помните сказку «Теремок»? Звери постепенно заселялись в домик, пока не пришел медведь и не разрушил всё до основанья своим тельцем, но потом звери собрались и отстроили себе жилье лучше прежнего.

Проблем на основе это текста можно сформулировать несколько. И мы будем их формулировать как раз в виде проблемных вопросов. Помните, чем отличается такой вопрос от обычного? На проблемный вопрос не может быть однозначного ответа, тем более он не подразумевает ответов «да» или «нет» в чистом виде. То есть даже если вы можете ответить «да» или «нет», после этих ответов всё равно просится вопрос «почему»? В целом ответ на проблемный вопрос требует рассуждения, поиска, сомнений и доказательств. К примеру, можно спросить так: «Кто виноват в разрушении домика?» Ну, понятно же, что медведь. Тут и рассуждать не о чем. А можно поиграть с такими формулировками:

  • Думать в первую очередь о себе – это эгоизм или необходимое условие существования?
  • Кого можно назвать настоящим героем?
  • Может ли доброта спасти мир?
  • Какую роль играют в нашей жизни дружеские связи?

Примерные формулировки проблемных вопросов в зависимости от темы текста

Обобщенные темы для сочинения ЕГЭ по русскому каждый год публикуются на

Итак, берем шаблонное предложение для начала сочинения — … В предложенном для анализа тексте автор размышляет о (об) …  

вопросИ дальше  —  выбираем нужное нам в зависимости от того, о чем наш текст.

Итак, автор размышляет о…

— красоте (что важнее — красота внутренняя или внешняя?  какого человека можно назвать красивым? что делает красивой человеческую душу?)

— любви (как может изменить человека любовь? что это значит —  любить по-настоящему?)

— дружбе (какого человека можно назвать настоящим другом? как становятся друзьями?)

— одиночестве (почему люди становятся одинокими? как одиночество может изменить человека?)

— нравственном выборе (насколько трудно человеку бывает сделать выбор? )

— доброте и жестокости (действительно ли доброта может спасти мир?)

— долге и ответственности (как и когда  в человеке формируется чувство долга? что такое долг? насколько трудно сделать выбор между долгом и чувством?)

— проблемах старшего поколения  (почему представители старшего поколения зачастую чувствуют себя ненужными?)

— проблемах людей   разных поколений (в чем истоки непонимания между отцами и детьми?)

— книгах (какую роль играют книги (чтение) в жизни человека?

— искусстве (какую роль играет искусство в жизни человека?)

— взаимодействии людей (насколько важно для человека общение с другими людьми? какую роль играет интернет в жизни человека?)

— современном обществе (какую роль может сыграть отдельный человек в жизни общества?  как нужно относиться к окружающим людям? можно ли быть свободным от общественных правил?)

— честности и обмане (допустимо ли обманывать человека ради его же блага?  можно ли оправдать ложь во спасение?)

— войне (можно ли оправдать войну?  какое влияние оказывает война на жизнь людей? как война влияет на человеческие судьбы? какое оно — настоящее лицо войны?)

— героизме (кого можно называть настоящим героем?)

— предательстве (что толкает человека на предательство?)

—  воспитании (как воспитать хорошего человека)

— детстве (какую роль играет детство в жизни человека?

— доброте (какого человека можно назвать добрым? что такое доброта?)

— счастье (что делает человека счастливым?)

— мечте (какую роль играет мечта в жизни человека?)

— смысле жизни (в чем заключается смысл жизни?)

— экологии (нужно ли беречь природу? к чему может привести небрежное отношение к природе? должен ли человек нести ответственность за братьев меньших? как природа влияет на душу человека?)

 

теремок

Если продложить анализировать сказку «Теремок», то начало вашего сочинения может выглядеть так (несколько вариантов):

1. В предложенном для анализе тексте автор размышляет о доброте. Должна ли доброта проявляться без оглядки на возможные негативные последствия?

2. В тексте, предложенном для анализа, автор поднимает проблему ответственности за свои поступки. Кто должен нести ее в первую очередь — тот, кто поступил неправильно, или тот, при чьем согласии был соверешен такой поступок?

3. В предложенном для анализа тексте автор на примере животных размышляет о взаимодействии между людьми. Является ли эгоизм обязательным условиям для благополучной жизни человека?

4. В тексте, предложенном для анализа, автор поднимает проблему гостеприимства. Должно ли оно быть безусловным?

Это примеры того, как может быть оформлен абзац №1 вашего сочинения ЕГЭ по русскому. Дальше будем учиться наполнять смыслом другие абзацы.