Валькирия революции по имени Ляля - Читай-квартира

Валькирия революции по имени Ляля

лариса рейснер
Лариса Рейснер — русская революционерка, писательница и поэтесса, журналистка, дипломат. Участница Гражданской войны в России.

Валькирия Революции, кровавая королева большевиков, богиня Гражданской войны – так в 20-е годы 20 века отзывались о Ларисе Рейснер знавшие ее люди. Именно она, бывшая салонная петербургская поэтесса, стала прототипом Ляли – одной из героинь романа Алексея Иванова «Бронепароходы».

На страницах романа Ляля\Лариса такая же, какой была в жизни – красивая, циничная, развратная, безжалостная, любительница роскоши и власти и покорительница мужчин. В числе ее любовников был и Николай Гумилев, в нее был влюблен Сергей Есенин. Также Ларисе Рейснер приписывают роман со Львом Троцким.

Лариса была родом из дворян, но однажды не без влияния своего отца-профессора увлеклась революционными идеями и не упустила возможности дерзко заявить о себе.

Ее мужем был Федор Раскольников, комиссар Морского генерального штаба, член Реввоенсовета, будущий дипломат и один из первых невозвращенцев. Его образ тоже выведен на страницах «Бронепароходов». Федор Раскольников умер в 1938 году во Франции в психиатрической клинике. По одной из версий его убили сотрудники НКВД, по другой – причиной смерти стала пневмония, по третьей – Раскольников совершил самоубийство.

Лариса Рейснер
Лариса Рейснер и Федор Раскольников

Лариса Рейснер умерла гораздо раньше – в 1926 году от брюшного тифа. Ей был 31 год.

Ляля\Лариса была жестокой. Она чуть ли не с наслаждением наблюдала за расстрелом дезертиров и называла этот процесс «божьим чудом».

«Ляле нравилось ощущать демоническую природу силы. Важен был не результат, а месмерическая энергия, наполняющая душу свежестью. Ляля молча и торжествующе смотрела, как матросы «Межени» сгоняют пассажиров и команду «Суворова» точно стадо на верхнюю палубу и переворачивают всё в каютах»

Ляля\Лариса была жадной. Она с легкостью присваивала себе чужие драгоценности, снятые с уже мертвых людей.

Ляля\Лариса жаждала славы. И в какой-то степени она ее получила. Но, правда, не как автор литературных произведений, коих она написала немало, а как символ своего времени – сумбурного, безжалостного, противоречивого и жестокого.

оптимистическая трагедия
Кадр из фильма «Оптимистическая трагедия» (1963 г.). В роли комиссара — Маргарита Володина

В 60-е годы 20 века на экраны вышел фильм «Оптимистическая трагедия», снятый по одноименной пьесе Всеволода Вишневского. Знаменитая фраза «Кто еще хочет попробовать комиссарского тела?» – из него. По сюжету в 1918 году на боевой корабль Балтийского флота «Громобой» из Москвы направляют женщину-комиссара, которую матросы намереваются изнасиловать. Прототипом героини стала та самая Лариса Рейснер. Причем автор пьесы знал Лялю\Ларису лично – Всеволод Вишневский сам служил в то время на корабле матросом, и он тоже воплощен Алексеем Ивановым в романе в образе рядового красноармейца Вольки Вишневского.

В честь Рейснер Борис Пастернак назвал главную героиню своего «Доктора Живаго» Ларой.

«Бронепароходы», несмотря на обилие реальных лиц, произведение все-таки художественное. В этом году вышла новая книга Алексея Иванова, но уже документальная – «Речфлот. История речного флота Российской империи и Советского Союза».