Рай где-то рядом. И даже ближе - Читай-квартира

Рай где-то рядом. И даже ближе

Фэнни Флэгг. «О чем весь город говорит» (2016)

о чем весь город говорит
«…мягкое повествование Флэгг делает роман легким и комфортным чтением, которое заставит читателя задуматься о жизни, любви и потере…» (из рецензии StarTribune)

 

 

«…Вдохновенная история в песнях и танцах о том,

как в 1880 году молодой швед покинул родину,

прибыл в эти края и расчистил землю

под ныне существующий город Элмвуд-Спрингс…»

 

 

 

 

После «Раны» Оксаны Васякиной моей душе срочно требовалась реабилитация. И романы Фэнни Флэгг — это лучшее лекарство для того, кто вдруг потерял веру в человечество и разучился надеяться. Они о том, что жизнь — это всего лишь время, о течении которого нужно не сожалеть, но принимать его, ведь в конце концов все пройдет — и хорошее, и плохое, и останешься только ты сам с тем багажом, который успел или посчитал нужным захватить по своему собственному списку хорошего и плохого.

 

«…Кнопку перемотки не нажмешь, чтоб отмотать себя обратно в юность. Оставалось лишь стареть по возможности достойно, сохраняя ясность ума и стараясь не падать…»

 

Элмвуд-Спрингс
Элмвуд-Спрингс — городок вымышленный. Но на каком-то этапе своей истории он вполне мог выглядеть как-то так

«О чем весь город говорит» — это роман, который похож на компьютерную игу. На стратегию наподобие Империи, или Поселенцев, или Дорфромантики. Только если в игре ты начинаешь с доисторического периода, то в этой истории дата сотворения локального мира известна точно — год 1889. Именно в это время шведский эмигрант Лордор Нордстрем прикупил участок земли в штате Миссури и начал обустраивать его вместе с такими же эмигрантами. Они строили дома и фермы, создавали семьи и рожали детей, мечтали о будущем, но были счастливы в настоящем.

Их всех объединил ими же построенный городок с чудесным названием Элмвуд-Спрингс, в котором прожили несколько поколений разных семей вплоть до 2016 года.

Да, автор смогла вписать в историю страны и мира личную историю практически каждого своего героя. Тут вам и Первая мировая, и борьба женщин за свои права, и Бони с Клайдом, и американские президенты, и война во Вьетнаме, и еще много других масштабных и не очень действующих лиц и событий, и все они сыграли свою роль в судьбах героев.

эмигранты в Америке 19 века
Так могли бы выглядеть герои романа

Если будете читать, не пытайтесь сразу запомнить все имена. Это невозможно, потому что героев очень много, — ну еще бы: попробуйте заселить целый город — но они все равно рано или поздно выстроятся у вас в голове, и вы будете следить за их жизнью, жизнью их детей, внуков, правнуков, праправнуков, радоваться вместе с ними, грустить вместе с ними, отпускать их, когда придет их время, но не навсегда, ведь даже после смерти они остаются действующими лицами. А все потому, что, по мнению автора, ничто в этой жизни не исчезает бесследно, тем более если речь идет о самой жизни.

 

«…Жизнь оказалась совершенно непредсказуемой, а смерть ужасно бесповоротной. Никакой второй попытки. Вот так вот. Сразу бери от жизни все, что можешь…»

И неслучайно одна из главных локаций романа — кладбище под названием «Тихие луга», где герои встречаются уже после того как исполнили свою миссию и мире реальном. Правда, даже это место не оказывается их последним пристанищем, хотя казалось бы — кладбище, куда уж последнее, но вот так вот у автора все непросто, а куда они отправляются после кладбища — не скажу, дабы не портить интригу финала.

Хотя на самом деле у Фэнни Флэгг все просто, и этим она подкупает. «О чем весь город говорит» — простая и незатейливая история с обычными людьми. Там практически нет отрицательных персонажей, а если зло вдруг каким-то образом и зарождается по ходу сюжетных линий, то оно неизбежно наказывается. Это очень уютный мир, в котором даже свиньи умирают своей смертью, потому что их жаль пускать на мясо (все-таки подарок к свадьбе, как-никак), он похож на сказку (ту самую, где кисельные реки и молочные берега), но все же не такую приторную, как может показаться, потому что кого-то убивают на войне, кто-то рождается инвалидом, кто-то совершает подлог, но жизнь продолжается в любом случае, как бы это ни было больно.

«…Потеря любимых – тяжелейшее испытание, через которое проходит человек. Именно поэтому, я думаю, Господь наделил нас чувством юмора. Иначе от горя все бы умерли…»

Как мудро заметил один из поклонников творчества автора, Фэнни Флэгг рассказывает истории, которые могли бы произойти и с нами, но они слишком хороши, чтобы произойти с нами. Или мы для них недостаточно хороши. Впрочем, неважно, ключевое слово — «могли бы», и потому — а вдруг? А еще эти истории умиротворяют. И дарят надежду. И примиряют со скоротечностью жизни и несовершенством мира. И отдельное спасибо — ироничному стилю и отсутствию пафоса.

«…Прежде он вечно терзался вопросами: зачем дается жизнь? Какой в ней смысл? К чему он предназначен? Теперь все стало ясно. Он прожил жизнь и умер – вот так вот просто. Не надо никакой цели…»

Фэнни Флэгг
Американская актриса и писательница Фэнни Флэгг

 

 

 

О еще одной чудесной и доброй истории от Фэнни Флэгг можно почитать здесь.